E-mail подписка   Мобильные приложения   Язык:  рус 
 
 
 
 

Довженко Александр

 
 
Довженко Александр
Родился: 29 августа 1894 года
Фильм Земля: 1930 г.
Переезжает в Москву: 1934 г.
Умер: 25 ноября 1956 года
 

Довженко Александр Петрович – украинский кинорежиссер, сценарист, писатель.

Родился 29 августа 1894 года в многодетной крестьянской семье на хуторе Вьюнищи Сосницкого уезда Черниговской губернии.

Учился в Сосницкой начальной школе, а затем в начальном училище. Отец и мать были неграмотны. Отец, Пётр Семёнович Довженко, был казаком. Чтобы найти деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья.

В 1914 году Довженко окончил Глуховский учительский институт (ныне Глуховский национальный педагогический университет имени Александра Довженко).

После окончания института преподаёт природоведение, гимнастику, географию, физику, историю, рисование в Житомирском начальном училище, куда был направлен ввиду нехватки учителей.

В годы Первой мировой войны Довженко на некоторое время становится активистом украинского национально-освободительного движения.

Свержение самодержавия было им встречено с радостью "собаки, сорвался с цепи", с верой, что теперь "уже всё совершенно ясно, что земля у крестьян, фабрики у рабочих, школы у учителей, больницы у врачей, Украина у украинцев, Россия у русских".

В 1917 году на фронт его не принимают как "белобилетника" (из-за больного сердца), он переезжает на работу в Киев, где тоже учительствует и учится в Киевском коммерческом институте (ныне Киевский национальный экономический университет) на экономическом факультете.

Поступил туда только потому, что его аттестат не давал возможности поступать в других высшие учебные заведения.

В том же году, когда в Киеве открывается Украинская академия искусств, Довженко становится её слушателем.

В 1918 году, будучи уже председателем общины коммерческого института, Довженко организовал общестуденческий митинг против призыва в ряды гетманской армии.

Участники демонстрации были разогнаны, около двадцати убиты, многие ранены. Академию Довженко так и не закончил, а институт, по его словам, посещал до 1920-го или 1921-го года.

В 1918—1919 годах Александр Довженко воюет против большевиков в рядах армии УНР. Как свидетельствовал земляк Довженко, инженер Пётр Шох (позднее эмигрировал), в 1918 году они вместе были в 3-м сердюцком полку Украинской Армии. Это же подтверждает и сестра первой жены Довженко, вспоминая, "как был у них Довженко в серой шапке со шлыком в конце 1917-го и начале 1918 годов, принадлежал к шалашу Черных гайдамаков, принимавших участие в штурме киевского Арсенала".

Эти события впоследствии, через 11 лет, Довженко изобразит в своём фильме Арсенал, но уже по другую сторону баррикад.

В августе 1919 года он с двумя товарищами бежал в Житомир. Когда город заняли красные, он был арестован Волынской ЧК, отправлен в концлагерь как "враг рабоче-крестьянского правительства", где в течение трёх месяцев отбывает наказание. Своим спасением Довженко обязан писателю Васылю Эллану-Блакитному.

Существует версия, что тогда же его завербовали чекисты. Известно, что в это время он устроился преподавателем истории и географии в школу красных старшин при штабе 44-й стрелковой дивизии в Житомире.

По совету Эллана-Блакитного в начале 1920 года Довженко вступает в ряды Украинской коммунистической партии боротьбистов, контролировавшей газету Борьба – орган левых украинских эсеров, которые, присоединившись к левым социал-демократам, отстаивали освободительную позицию и считали КП(б) врагом национальных интересов. В результате умелых действий Ленина партия боротьбистов самоликвидируется и её члены вливаются в ряды КП(б)У.

В 1920 Довженко назначается заведующим Житомирской партийной школой, но вскоре попадает в польский плен, где его показательно расстреливают холостыми, обещая в следующий раз настоящий расстрел. Ему удаётся бежать в красный отряд.

После установления советской власти и при содействии боротьбистов Довженко занимает различные должности: сначала секретаря Киевского губернского отдела народного образования, впоследствии комиссара Театра им. Тараса Шевченко, заведующего отделом искусств в Киеве.

В это время его снова спасают друзья-боротьбисты от очередной "чистки" в рядах партии и организуют ему срочный выезд к однопартийцу Шумскому, возглавлявшему полномочное представительство СССР в Польше.

В апреле 1921 Довженко вызывают в Харьков, зачисляют в Наркомат иностранных дел и направляют на дипломатическую работу – в Польше он возглавил миссию по репатриации и обмену военнопленными, а со временем занял пост управляющего делами представительства.

В начале февраля 1922 года Довженко переводят на должность секретаря консульского отдела Торгового представительства СССР в Германии.

К этому же времени относятся и первые публикации Довженко-художника. Некоторые из его рисунков-карикатур были напечатаны в журнале Молот, выходившем в США. Понимая, что совмещать служебные обязанности и рисование будет трудно, Довженко обращается в ЦК КП(б)У с заявлением о предоставлении ему возможность заняться в Германии изучением графики.

Получив в качестве стипендии 40 долларов от Наркомпроса УССР, которым тогда руководили боротьбисты, он учится около года в частной художественной школе профессора-экспрессиониста Вилли Геккеля.

Летом 1923 года Довженко был отозван в Украину. Как пишет сам Довженко: "…В партии я уже не был… Исключение из партии я переживал очень тяжело". Довженко подавал эту версию так, будто он не успел перерегистрироваться из партии боротьбистов в большевистскую, а потому автоматически выбыл из одной и не был в другой Но известно, что, потеряв партбилет, Довженко не торопился его обновлять и так и оставался до конца жизни беспартийным.

В книге Марьямова рассказывается, что Довженко был исключен из партии не пройдя очередной чистки, когда все партийцы должны были подтверждать своё членство. Документы Довженко, отправленные им почтой из Берлина, были потеряны Позднее, в 1925 году, документы были найдены с помощью Василия Блакитного, но не смотря на это, местный партийный бюрократ потребовал от Довженко подавать заявление о вступлении в партию заново. Довженко не согласился с этим несправедливым требованием и не стал восстанавливаться в партии.

Летом 1923 года Довженко поселяется в Харькове, тогдашней официальной столице Украины. Он сразу оказывается в обществе украинских литературных романтиков и писателей-футуристов, работает как художник-иллюстратор в редакции газеты Вісті ВУЦИК и художник-карикатурист под псевдонимом Сашко, а также становится известным как иллюстратор книг, в частности Голубых эшелонов Петра Панча.

В это время он тесно общается с влиятельным в то время и ориентированным на кино литературным объединением Гарт, созданным в январе 1923 года. Творческими и идейными вдохновителями Гарта были Эллан-Блакитный и Майк Йогансен. В состав также входили К. Гордиенко, И. Днепровский, И. Кириленко, А. Копыленко, В. Коряк, Г. Коцюба, И. Кулик, М. Майский, В. Полищук, И. Сенченко, В. Сосюра, М. Тарновский, П. Тычина и М. Хвылевой.

После распада Гарта Довженко сотрудничает с литературным сообществом "левых" украинских писателей ВАПЛИТЕ.

Впоследствии через ВАПЛИТЕ Довженко сближается с ВУФКУ, но в Харькове в то время единственным драматическим искусством был театр, которым Довженко не интересовался.

Со временем Довженко пробивается к кино. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, он начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ.

В 1925 году Довженко – стажёр в агитфильме Красная Армия. Позже работает в киногруппе Арнольда Кордюма при постановке картины За лесом. Также Довженко пишет сценарий для детей Вася-реформатор.

Юрий Яновский, который в то время работал в ВУФКУ в Одессе, отверг этот сценарий, но после хлопотаний в московской комиссии его запускают в производство. Фауст Лопатинский, который осуществлял постановку, неожиданно отходит от съёмок, и после предложения Павла Нечеса в 1926 году Довженко уезжает в Одессу заканчивать фильм, где устраивается режиссёром на кинофабрике. Переключаясь на кино, Довженко планировал посвятить себя, как он тогда думал, исключительно жанру комических и комедийных фильмов.

На съёмках Васи-реформатора Довженко, который не имел опыта и не владел техникой, создаёт инцидент за инцидентом.

Он вынужден уйти с площадки, оставляя оператора Йозефа Рону самого заканчивать фильм.

На съёмках этого фильма и другого под названием Ягодка любви"он знакомится с оператором Даниилом Демуцким, с которым впоследствии будет работать ещё над многими фильмами.

В Одессу Довженко приезжает уже с готовым, фактически первым сценарием Царь, сатирой на Николая Второго. Это трагикомический фарс о бессмысленности войны, когда солдата, который никогда не воевал, приговаривают к казни, а потом посмертно награждают. Довженко предложил этот сценарий Чарли Чаплину, но ответа не получил.

В 1928 году выходит его фильм Звенигора (1928).

В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов Земля, который получил признание, как в СССР, так и за рубежом.

Этапными работами стали фильмы Иван (1932), Аэроград, Щорс(1939).

Во время работы над картиной Иван  Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, Сталин часто принимает режиссёра у себя.

Картина Щорс была снята по прямому указанию Сталина, который непосредственно вмешивался в процесс создания фильма. Столь тесная связь с высшей властью имеет оборотную сторону. Постепенно накапливаются противоречия между собственным взглядом художника на творчество и официальной идеологией.

В 1934 году Довженко покидает Украину и переезжает в Москву, опасаясь волны репрессий.

С конца 1930-х он всё больше уделяет времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам.

В годы Великой отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки. Написанный в 1943 году сценарий к фильму Украина в огне, после обсуждения в Политбюро ЦК КПСС получил крайне негативную оценку Сталина и не был принят к производству.

Поэтическая картина Жизнь в цвету, которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в фильм Мичурин.

Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался в попытках удовлетворить требования цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего, кроме пропагандистского пафоса. Другие же критики утверждают, что, несмотря на переделки в угоду идеологии, фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе. По ходу съёмок режиссёр заработал инфаркт.

Ещё более печальна судьба последней работы Довженко, фильма Прощай, Америка!. Фильм был задуман как госзаказ, агитационный памфлет по мотивам книги Анабелл Бакард, политической перебежчицы из США в СССР.

Когда фильм был почти готов, режиссёр получил распоряжение из Кремля прекратить съёмки.

В 1951 году Анабелл неожиданно бежала обратно в США, и идеологическое начало фильма потеряло смысл. Фильм так и остался незаконченным.

Прощай, Америка! пролежал в архиве 46 лет и только в 1995 году попал на экраны.

В последние годы преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин.

Мечтал вернуться в Украину, но не получил на это официального разрешения властей. Приступил к роману-эпопее Золотые ворота, в котором хотел переосмыслить ключевые моменты украинской истории.

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкине, перед первым съёмочным днём его новой картины Поэма о море. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Фильмография: Ягодка любви (1926), Вася-реформатор (1926), Сумка дипкурьера (1927), Звенигора (1928), Арсенал (1928), Земля (1930), Иван (1932), Аэроград (1935), Щорс (1939), Мичурин (1948), Прощай, Америка! (1951).

Подготовлено Корреспондент.net по материалам открытых источников, Wikipedia

 

Поиск новостей о   Поиск новостей о "Александр Довженко"
Обновлено: 1 февраля 2011, 14:08

Новости: Довженко Александр

 
 

Подпишитесь на Корреспондент.net